понеділок, 6 листопада 2017 р.

Игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи ребенка зависит от речи окружающих его людей: родителей, педагогов, друзей. Необходимо, чтобы ребёнок уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на примере которой формируется его собственная речь.
Когда ребёнок вслушивается в слова, произносимые взрослыми, сопоставляет их звучание и пытается их повторить, то он учится не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Если не заниматься коррекцией звукопроизношения в дошкольном возрасте, то в дальнейшем, в школе, это может сказаться и на овладении письменной речью – чтением и письмом.
Правильность и чистота речи зависит от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата.
Очень важно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки, учить управлять силой своего голоса. Обращать внимание детей на то, что слова можно поизносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко).
Игры для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей 5-6 лет.
1. «Ушки - слушки»
Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.
Покажите ребенку деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Ребенок называет эти предметы. Взрослый предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводить звучание этих предметов по очереди. Ребенок узнает звуки и называет предмет их издающий.
2. «Кто как голос подаёт?». 
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.
Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
Взрослый включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Ребенок должен услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
Можно использовать аудиозапись со звуками лесных птиц.
3. «Где звенит?»
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Ребенок закрывает глаза. Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по комнате и звенит. Ребенок, не открывая глаз, указывает рукой в направлении источника звука.
4. Послушай, запомни и назови.
Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.
Взрослый читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, ребенок должен назвать слова, в которых есть заданный звук.
Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

З – Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.
5. Путаница
Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора
Взрослый читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку и исправляет её.
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.
6. Тихо – громко говори.
Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.
Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).
Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623385/

2 коментарі:

  1. Очень интересные игры. Возьму на заметку. Спасибо!

    ВідповістиВидалити
  2. Да, действительно, очень хорошие игры. Пользуйтесь с удовольствием!

    ВідповістиВидалити