понеділок, 28 травня 2018 р.

Ранняя диагностика как ступень успешной коррекции речи детей 2-3 лет


Чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективной оказывается кор­рекция и компенсация нарушений. 
Необходимость ранней диагностики определяет­ся важнейшим свойством нервной системы ребенка — пла­стичностью, то есть нервная система молодого организма гиб­ко реагирует на воздействие извне. [3]
В настоящее время растет количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Причины этого явления разнообразны и многочисленны. Это и следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: биологических, социальных, и следствие поражения центральной 
нервной системы различного характера. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его развития, приводят к задержке развития различных функций, в том числе речи.
Дети с речевыми нарушениями попадают в специализированные группы в пять лет, в лучшем случае в четыре года, и самый значимый для
развития ребенка возраст — до четырех-пяти лет — оказывается упущенным. В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму.
Ранняя диагностика нарушений познавательной дея­тельности и речи у детей чрезвычайно важна и крайне необходима. 
 Доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полной и эффективной может оказаться кор­рекция, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.
В нашем городе работает ПМПк - психолого-медико-педагогическая консультация. 
Одной из основных задач ПМПк является обнаружение и ранняя диагностика отклонений в развитии дошкольников.
Еще одним не менее важным моментом, побудившим заняться поиском методик диагностики речи младших дошкольников, является запрос родителей детей раннего и младшего возраста. Нарушения речи (а именно — ее отсутствие, непонимание ребенком речи взрослых, непонятность детских высказываний, нежелание использовать речь в общении со взрослым и др.) вызывают беспокойство у родителей малышей третьего года жизни и заставляют их обращаться к специалистам, и прежде всего, к логопедам.
В связи с вышеназванными причинами встал вопрос всестороннего логопедического обследования детей начиная со 1-ой младшей группы.
Современный подход к проблеме выявления и коррекции нарушений речи требует от логопеда четких представлений о том, каким образом и по каким законам происходит становление речи у нормально развивающегося ребенка. Эти знания служат основой для грамотного проведения логопедического обследования детей, своевременного выявления у них речевых нарушений и их адекватной классификации. 
Лишь на этой основе возможно правильное планирование и реализация систематической коррекционной помощи детям с речевой патологией.
Схема логопедического обследования детей среднего и старшего дошкольного возраста хорошо отработана и обеспечена достаточным количеством методических пособий и материалов. Обследование развития речи ребенка младшего дошкольного возраста нередко представляет трудности, обусловленные возрастными особенностями. 
Обледование речевого развития ребенка на основе методики «Экспресс-обследование речи детей 2-3 лет». [2].
Данная методика предназначена для оперативного массового обследования развития речи у детей 2 – 3 лет с целью выявления нарушений речи и постановки дошкольников на учёт ПМПк.
Методика удобна для использования как в кабинете логопеда, так и в условиях массовой группы. Обследование занимает мало времени, в этом смысле практически исключается возможность утомления 
ребенка.Содержит необходимый материал для предварительного обследования и анализа общей картины развития речи у детей 2-3 лет: лексического запаса, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.

Оборудование для обследования: картинный материал (15 шт.), иллюстрации к стихам А.Барто, иллюстрации к сказке «Курочка Ряба".
Картинки однофигурные, с четким контуром, цвета классические достаточно яркие.
Схема обследования.
Обследование начинается с приглашения ребенка посмотреть картинки
Затем следует предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о любимых игрушках, домашних животных, и т.д., 
позволяющая составить общее впечатление о ребенке и его речевом развитии. В зависимости от желания ребенка, беседа может быть разбита на части и проводится по ходу обследования.
Далее ребенку предъявляются комплекты картинок. Всего пять комплектов по 3 картинки. Предлагается поочередно назвать картинки и выполнить задания логопеда по этим картинкам.
1 комплект: собака, кошка, утка Проверяется воспроизведение звукоподражаний, предъявленных и названных логопедом животных и птиц. При желании ребенка можно побеседовать о его домашних питомцах.
2 комплект: зайка, мишка, девочка (кукла)Сказать ребенку, что девочку зовут Таня, предложить ребенку рассказать стихи А.Барто: 
«Наша Таня», «Зайка», «Мишка»; стихотворение «Мишка косолапый».
Уточняется, знает ли ребенок другие стихи.
3 комплектюла, кубик, мячик.Предлагается назвать цвета предметов.
4комплекттелефон, лопатка, ведёрко. Подбор глаголов к существительным.
5 комплектмашина, пирамидка, Дед Мороз. Части предметов.
При назывании всех картинок проверяется словарь, отмечается сформированность звукопроизношения, слоговой структуры слова.
После этого ребенку предлагается посмотреть книжку «Курочка 
Ряба», пересказать сказку по иллюстрациям.
По ходу обследования заполняется 
Карта экспресс-обследования ребенка 2 – 3 лет (См. Приложение).

Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволяет обратить внимание родителей на задержку речевого развития ребенка, воспитаннику по показаниям получить своевременную медицинскую помощь. Педагоги разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут, представляют родителям необходимые консультации.
 Таким образом имеется возможность компенсировать первичный дефект и предотвратить вторичные отклонения в 
развитии речи в более позднем возрасте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                          ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА 2 – 3 ЛЕТ
_________________________________    _______________
      Фамилия, имя ребенка                                                возраст
 1.      Беседа
 __________________________________________________
___________________________________________________

2.      Словарь. Звуко-слоговая структура слов.
Собака                  Юла                               Красный
Кошка                   Кубик                   Зеленый
Утка                      Мячик                  Желтый
Мишка                 Телефон                Синий
Зайка                     Лопата                  Машина
Девочка                Ведро                  Пирамидка
(кукла)                 Дед Мороз
                 
3.      Воспроизведение звукоподражаний:
Собака-ав-ав.      Цыпленок, Мышка - пи-пи
Кошка - мяу        Курица-ко-ко,         Утка-кря-кря
Гусь-га-га-га.
 4.      Связная речь.  Стихи
«Таня»                                          «Зайка»
«Мишка косолапый»
Пересказ сказки «Курочка Ряба»

  5.      Состояние звукопроизношения (изолированно, в слогах)
Ы      М      Н       Х       С       Ж      Ц        Э     П       Б      
В       С′      Ш      Л       Л′      Т       Д       Ф      З       Ч      
Р        Й      К       Г       З′       Щ      Р′
Заключение.

Дата ______________Учитель-логопед ____________    

                                                                       Литература:
1.  Громова О.Е. Логопедическое обследование детей 2 – 4 лет. Методическое пособие/  
О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина.  М.: Сфера, 2004.
2.Нищева Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста./Н. В. Нищева.  
Спб.: Детство-ПРЕСС, 2003.
3. Стреблева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего 
и дошкольного возраста/Е. А. Стребелёва.  М.: Просвещение, 2007.



2 коментарі:

  1. Здравствуйте.
    Подскажите с какого возроста необходимо обращаться к логопеду?

    ВідповістиВидалити
  2. Однозначно нельзя ответить на этот вопрос. Но,
    Вам следует обратиться к логопеду, если:
    До 2-х лет у ребенка не появилась речь (ребенок молчит) или словарь ребенка составляет не более 10 слов. Логопед умеет стимулировать появление речи «неговорящих» детей.
    До 3-х лет ребенок не выговаривает свистящие С, З, Ц.
    До 4-х лет - не выговаривает шипящие-Ш, Ж,
    а после 5-и лет не произносит правильно сонорные звуки - Р, Рь, Л, Ль.

    ВідповістиВидалити