Пройдет совсем немного времени, и ваши дети
станут первоклассниками. Уверена, что каждый из вас уже задумывается о том,
насколько успешной будет предстоящая учеба. И чтобы не было потом разочарований
и огорчений, многие начинают готовить своих детей к школе уже сейчас: учат
буквы, делают первые шаги в чтении, готовят руку к письму. Но этого
недостаточно.
Одним из условий
успешного обучения в школе является хорошо развитое ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ будущего
школьника.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ. Что
это такое? Это способность ребенка воспринимать звуки, фонемы, на слух и четко
их различать. Чем чревато несовершенство фонематического восприятия? Прежде
всего, проблемамис письмом, а в дальнейшем с русским языком. Детям с
неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз АКУСТИЧЕСКАЯ
ДИСГРАФИЯ.
Какие
ошибки допускаются такими детьми при письме?
Их множество:
— замены и пропуски
букв («шабака», «скаф», «возращался»);
— слитное написание предлогов («втрех
шагах…», «понебу…»);
— написание
лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце»);
— не дописываются окончания слов;
— нет согласования
слов («пришел сентября…»).
Как и любые способности,
фонематическое восприятие можно и нужно развивать и совершенствовать, особенно
у детей, имеющих недостатки звукопроизношения.
Для
этого есть множество упражнений:
развитие слухового внимания: что услышал за окном, что звучало, что
я делала, прохлопай также как я;
повторение слоговых цепочек («Скажи как я»)
ма-мо-мы-му-мэ, ны-ну-на-но и другие сочетания слогов;
выделение неправильно произнесенного слова: вагон –
ва гон – фагон – вагон – вакон – вагом- вагон;
игры в рифмы, сочинение коротких стишков;
определение лишнего слога: па-па-ба-па, кы-гы-кы-кы и т.д.;
нахождение слов с заданным звуком;
выбор картинок с заданным звуком;
«Аукцион слов»: кто больше назовет слов с заданным звуком;
определение первого, последнего звука в словах;
игра «Цепочка»: каждое последующее слово начинается с последнего
звука слова предыдущего;
определение места звука в слове: начало, середина, конец слова;
«Буква заблудилась». Детям читают строки:
На пожелтевшую траву
Роняет ЛЕВ свою листву.
Маше БУДКА надоела,
Маша БУДКУ недоела.
Звуко-буквенный анализ слогов, слов (определение кол-ва звуков в слове,
их последовательность, игры:
«Назову звуки – ты составь слово»,
«Летел
крокодил»,
«Превращалки» (дом-ком-лом-лоб-луб-лук), ребусы, кроссворды);
деление слов на слоги;
различение (дифференциация) твердых – мягких звуков, звонких –
глухих звуков, смешиваемых звуков (ш-с, з-ж, л-р).
При обучении детей чтению буквы называем как звуки.
Еще несколько советов по подготовке
детей к школе.
Иногда у школьников
встречается оптическая дисграфия, т.е. школьники путают
сходные по написанию буквы – п-т, м-л, ш-и, у-з, р-з, б-д и т. д. В этом случае
страдает не только письмо, но чтение. Поэтому важно развивать зрительное
восприятие детей в упражнениях: найди отличия, лабиринты, рисуем по клеточкам,
среди других букв найди нужную, выбери в тексте заданную букву, изготовление
букв из проволоки, выкладывание их косточками, пуговицами, какие буквы
спрятались, изографы, найди похожие буквы, чем отличаются буквы (Р-Ф, А-Л, Г-Т
и т.д.), превращение букв (П в Т, Г в Т, Б в Ь и т. д.) и др.
Еще одной из значимых
проблем в школьном обучении является недостаточное развитие связной речи:
неумение рассказать о каком-то событии полно, связно, составить рассказ по
картинке, пересказать текст. Понятно, что это тоже отражается на успеваемости.
Чаще всего это происходит от бедности активного словарного запаса детей: с
детьми мало общаются, разговаривают, недостаточно читают им, обсуждают
прочитанное, увиденное, «не подкидывают» им не часто употребляемые слова:
например, зайка хрумкает – как думаешь, что обозначает это слово? Что зайка
может хрумкать? Вот и получается, что дети про зайца говорят, что он прыгает,
скачет, любит морковку. А ведь заяц еще может грызть кору, прятаться, скакать,
подпрыгивать, запрыгивать, петлять, путать следы, убегать, удирать, трусить,
бояться, опасаться, линять осенью и весной, может затаиться,
притаиться и т. д. А прилагательные? Про яблоко – это только
круглое, вкусное и зеленое, а оно может быть мягкое или твердое,
сочное, ароматное, крупное, гладкое, прохладное из холодильника, теплое с
солнышка. И совсем редко используются в речи наречия, причастия и деепричастия.
И предложения придумывают в лучшем
случае из 3-4 слов:
«В небе светит
солнце». Где в небе? каком небе? как светит? какое солнце? «Высоко
в безоблачном ясном небе ярко светит теплое
солнышко» (Игра «Волшебники»).
Какие игры помогут:
«Кто больше назовет
слов-действий про лягушку (гусеницу, папу, …)»;
«Расскажи про бабушку
(подругу, куклу,…). Какая она?»;
«Скажи наоборот» (антонимы:
веселый – грустный, горячо - …, длинный день - …);
«Скажи по-другому»
(синонимы: смелый, отважный, геройский).
Детей нужно знакомить с
многозначностью слов: ключ, ручка; с образованием сложных слов: пыль
сосет - пылесос, а как получились слова: водолаз, паровоз, снегокат,
голубоглазый? и т. д.
Надо помнить, что речь — это не только «золотой ключик» в волшебную
страну знаний и личностного развития, но еще и способ выразить себя, завести
друзей, стать свободным и счастливым человеком. Владение литературным языком
требуется человеку для успешного изучения всех школьных дисциплин.
Использованная литература:
Володина В.С. Альбом по развитию речи. М., 2007;
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок,
обусловленных несформированностью
фонематического слуха. Вып. 1–5. М. 2004;
Т.И. Журина «Советы логопеда»
Немає коментарів:
Дописати коментар