понеділок, 14 травня 2018 р.

Единые требования к речевому общению с ребенком


Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Овладение речью перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Так как навык речи формируется у ребенка по подражанию, необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной, могла стать эталоном. Известно, что не только дети, но и взрослые могут по подражанию менять звуковой состав слов ("полотенец" вместо "полотенце", "похудала" вместо "похудела" и др.); неправильно ставить ударения в словах ("пОняла" вместо "понялА", "позвОнит" вместо "позвонИт" и др.); путать похожие по звучанию слова (например, генеалогия и гинекология, аутизм и атеизм и пр.); употреблять неправильные формы слова ("ехай" вместо "поезжай", "ложить" место "класть") и т. д.
Однако взрослые могут осознанно относиться к своей речи и исправлять ошибки. У малышей усвоение речевых эталонов происходит спонтанно, неосознанно, поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со временем закрепляется. Кроме того, ребенок копирует другие стороны речи – силу голоса, темп и ритм речи, интонационную насыщенность – в целом манеру говорить.
Большое значение имеет правильное, чистое произношение ребёнком звуков и слов, в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в школе.
Учитывая все вышесказанное, необходимо постараться, чтобы речь окружающих ребенка взрослых отвечала следующим требованиям:

Требования к речи взрослых
1.    правильность - речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;
2.    четкость - слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога;
3.    простота - взрослый говорит простыми короткими фразами из 2-4 слов;
4.    повторяемость - одни и те же слова, словосочетания и предложения взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях;
5.    богатство - взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.
Следует помнить об осторожности: требования должны соответствовать уровню развития речи ребенка, вредно как завышать требования, так и занижать их.

Практические рекомендации родителям:

1.    Не искажайте слова, "не съедайте" слоги и окончания слов, четко произносите каждый звук.
2.    Никогда не подделывайтесь под «детский» язык, не подражайте речи ребенка, не "сюсюкайте" с ним.
3.    Особенно четко произносите незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.
4.    Приучайте ребенка смотреть на лицо говорящего, тогда он легче переносит артикуляцию взрослых.
5.    Развивайте познавательные потребности. Обращаясь с ребенком и передавая ему новые знания, формируйте познавательные умения: умение сравнивать предметы друг с другом, анализировать, делать обобщения и выводы; обнаруживать связь между причиной и следствием.
6.    Постоянно обогащайте словарный запас ребенка. Показывайте как можно больше предметов.
7.    Не заменяйте сложные слова простыми. Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте. Не обобщайте одним словом, например, "шапка" кепку, косынку, панаму, шляпу. Ребенок рано или поздно узнает, что это разные головные уборы, имеющие каждый свое название.
8.    Не забывайте про глаголы. Мамы, как правило, комментируют все, что видит ребенок, используя только наименования предметов: "Это кошка, собачка. Смотри, дождик, тучка, солнышко!" В итоге у ребенка не накапливается глагольный словарь. Используйте различные глаголы.
9.    Также накапливайте и признаки предметов, когда гуляете или рассматриваете картинки с ребенком. Солнышко лучистое (красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).
10.             Используйте противопоставления. Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная.
11.             Обогащая, таким образом, словарь, вы не только увеличите его в объеме, но и систематизируете, "разложите по полочкам" в голове ребенка. Когда придет время, малышу легче будет "достать", подобрать нужное слово.
12.             Дайте ясное представление о сложных вещах, трудных для понимания детьми, о характере их происхождения и применения, об их месте в окружающем мире.
13.             Умейте слушать. Поддерживайте попытки ребенка рассуждать.
14.             Поощряйте стремление ребенка задавать вопросы.
15.             Как можно больше общайтесь с ребенком, разговаривайте с ним, отвечайте на его вопросы дома, на улице.
16.             Ежедневно читайте ребенку вслух. Просите пересказывать прочитанное, ведите с ним диалог.
17.             Рассматривайте книжки с картинками и просите составить простой рассказ по ним, учите видеть изображенное. Задавайте вопросы: кто это? что делает?
18.             Обсуждайте увиденное на прогулке: что видишь? кого? что они делают?
19.             Приобретайте записи любимых песенок, стихов и сказок ребенка, пусть он слушает их снова и снова. Ребенок должен слышать пример правильной литературной речи.
20.             Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, книг, журналов.
21.             Учите слушать, то есть воспринимать информацию.

Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, книг, журналов. 

Литература:
"Развитие речи у детей в общении с взрослыми" Под ред. М. И. Лисиной; М.: Педагогика, 1985г.;
"Помогите малышу заговорить!" Е.А. Янушко, Теревинф, 2010г.

Немає коментарів:

Дописати коментар