неділя, 12 лютого 2017 р.

Развиваем фонематический слух.


Прекрасен мир звуков! Прекрасен, потому, что жить в нём радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир.
Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул самолёта от гула вертолёта, то у него всё в порядке с физиологическим слухом. А теперь у ребёнка в руках бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка песни – у него восхитительный музыкальный слух.
Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает  картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [с], в другую со звуком [з], - у ребёнка сформирован фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.
Ниже вашему вниманию предлагаются игры на развитие фонематического слуха.


«Будь внимателен»
Взрослый называет слово «вагон» и объясняет: «Я буду называть это слово то правильно, то неправильно. А вы внимательно слушайте и когда я ошибусь вы хлопните в ладоши.» Затем он произносит: «вагон – вакон – вагон – факон – фагон – вагонвагон – вагом …»


«Что лишнее»
Взрослый произносит несколько слогов, например: НА – НА – ПА – НА – НА – НА. Ребенок определяет, что здесь лишнее (ПА).
НА – НО – НА;     КА – КА – ГА;       ПА – ПА – БА;


«Подбери похожие слова»
Взрослый произносит слова близкие по звучанию: «кошка – ложка; ушки – пушки». Затем произносит одно слово и предлагает ребёнку подобрать к нему другие слова близкие по звучанию.
Ложка (кошка, ножка, окошко.)
Зайчик (мальчик, пальчик).
Банки (танки, санки).
Мишка (книжка, шишка, малышка, мышка)


«Чудесный мешочек»
Доставать из мешочка игрушки, называть и отхлопывать количество слогов.
1- мяч, шар, дом; кот и др;
2 – мишка, кукла, лошадь и др;
3 – машина, собака, дудочка и др.


«Слово можно прошагать»
Взрослый говорит ребенку, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Обращает внимание ребенка, что получился только один шаг- это короткое слово. Затем называет слово «машина» и одновременно делает 3 шага - длинное слово. Взрослый предлагает ребенку придумывать  разные слова и одновременно шагать.
https://drive.google.com/file/d/0Bxm72kUIZDR5bnFFMUtDeDQ3RDQ/view?pli=1


3 коментарі:

  1. Очень интересные упражнения! Думаю ребёнку понравится) Завтра обязательно попробуем позаниматься!

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Если ребенок маленький, то можно взять упражнения попроще:
      Возьмите коробочки от киндеров и наполните их разным по звучанию материалом: солью, крупой, песком, кнопками, спичками - два одинаковых набора - один для себя, второй для ребенка. Возьмите одну коробочку из своего и потрясите ей, предложив ребенку найти у себя точно такой же "звук". Игра продолжается до тех пор, пока все пары не будут собраны.

      Видалити
    2. Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

      Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

      Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…

      Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

      Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

      Видалити